Собственно, эти два альбома и считаются "первенцами" в данном жанре. И хотя отдельные экземпляры альбомов встречаются по всей Европе, в основном Album amicorium или Stammbücher всё же характерны для студентов Германии и Дании.
В музее Прикладного искусства во Франкфурте на Майне хранится одна из крупнейших в Германии коллекция альбомов, охватывающая почти пять веков истории развития этого обычая. Хранитель Коллекции доктор Штефан Зольтек рассказывает:
- - Основная разновидность альбомов - это так называемый "album amicorum" - "альбом дружеский". Он появляется в дворянской среде, развивается и в середине 16-го века распространяется и на другие сословия - в частности, эту моду перенимает развивающееся бюргерство. Наибольшее распространение альбомы получают в университетской среде. Записи служили как для выражения дружеских чувств к друзьям и преподавателям, так и для демонстрации собственной учёности.
В альбомах, помимо друзей-сокурсников оставляли записи профессора и работодатели, и, таким образом, альбом служил, помимо прочего, ещё и рекомендательным письмом при поступлении в другой университет или последующем устройстве на работу.
Впрочем, основной функцией альбомов всё же была другая: здесь помимо различных изречений и стихотворных отрывков были пожелания удачи, здоровья и счастья, заверения в дружбе и прочее. В 17-м веке на страницах альбомов начинают появляться небольшие рисунки - жанровые сценки, портреты, пейзажные зарисовки.
Штефан Зольтек рассказывает:
- - Личностный характер альбомных записей постоянно возрастает. И вот мы видим уже не только цитаты философов, но и воспоминания о совместно проведённых днях, рисунки, изображающие студенческую компанию за столом с пивными кружками или карикатуры на профессоров. Или собственные стихи автора альбома.
- Боюсь, дружок Тереза,
Как острого железа,
Твоих сердитых глаз!
И все ж, когда ты водишь,
Ты вмиг меня находишь.
Но почему меня как раз?
К концу эпохи Гёте альбомы всё больше становятся женской прерогативой. Альбом становится ареной для демонстрации всевозможных рукодельных умений и навыков. Акварели и ажурные профили, вырезанные из бумаги, композиции из сушёных незабудок, роз и анютиных глазок, порою с включениями зверски замученных бабочек, божих коровок и кузнечиков, филигранные вышивки, аппликации, локоны волос на память, раскрашенные гравюры, открытки с пейзажами и, конечно, пожелания, написанные каллиграфическим почерком - всё это служило доказательством симпатии к владельцу альбома и собственного творческого потенциала. Это, конечно, помимо стандартного набора пожеланий и стихотворных отрывков. Например, вот таких: стишок, который написала в альбом своей приятельнице одна лейпцигская барышня в конце 18-го века:
- Vor der Hochzeit pflückst du Rosen,
nach der Hochzeit stopfst du Hosen...
(Перед свадьбой рвёшь цветы,
После - штопаешь порты!)
Может быть, подруга выходила замуж? И может быть, за того, кому принадлежало и сердце автора этого стишка? Кто знает!
Впрочем, в течение ещё двух веков альбом остаётся ареной для именно мужских состязаний в учёной мудрости и морализме.
Начиная с середины 19-го столетия альбомы всё больше становятся излюбленным занятием юных леди, и несколько десятков лет спустя уже считаются чисто "девочковым" занятием, но всё же окончательно не исчезают. В Германии до сих пор среди школьниц 9-15 лет популярны Poesiealben.
Примеры альбомов можно посмотреть здесь, здесь и, конечно, в гугле.
По материалам статей:
From Album Amicorum to Autograph Book
Статьи А. Рахмановой
Alciato's Emblems and the Album Amicorum
Комментариев нет:
Отправить комментарий