воскресенье, 5 апреля 2009 г.

Про Лейендекера - опять :

Я вот тут подумала - а вдруг это кому-нибудь будет интересно? :-) Я уже давала ссылку на свой пост в жж с картинками про Лейендекера, это - статья, которую я написала для журнала "Квир" по мотивам, так сказать, того поста. Источники - всякие разные статейки на английском, которые удалось выловить на просторах интернета. Картинок нет - они будут в журнале :-)) Ну, и вообще, вы ведь помните, где найти картинки, правда? :-)В общем, статья под морем.

Arrow Collar Man

Он прославился в эпоху, когда мыло, шампуни и галстуки еще не рекламировали по телевизору и в интернете, потому что ни телевизоры, ни компьютеры не были изобретены. Единственным способом рекламы были рисунки, публиковавшиеся в газетах, журналах и на огромных постерах. Эти рисунки не только помогали продавать ту или иную продукцию - они формировали стиль эпохи, ее культурные иконы. Джозеф Кристиан Лейендекер был автором нескольких таких икон: современного, известного всем образа Санта-Клауса; краснощекого малыша, символизирующего Новый год, который до сих пор в соответствующий сезон тиражируется в США в журналах и на открытках; а также традиции, без которой невозможно представить себе современную Америку: дарить женщинам цветы на День Матери. Но главный, пожалуй, вклад Лейендекера в массовую культуру заключался в создании первого в мире рекламного бренда, предлагавшего не просто продукт, но целый образ жизни, - Arrow Collar Man (человек в воротничке Arrow). Человеком этим, который на протяжении более четверти века олицетворял для американцев идеал мужественности, стильности, элегантности и идеального вкуса, стал любовник и менеджер художника Чарльз Бич - они прожили вместе почти полвека, пока смерть не разлучила их, причем Чарльз умер всего через несколько месяцев после Джо.

Об их отношениях известно очень немногое - после смерти Лейендекера Бич уничтожил весь их архив: переписку, дневники, фотографии (скорее всего, выполняя предсмертную волю самого художника). Те небольшие сведения, которые остались, биографам Лейендекера Лоренсу Катлеру и Джуди Гофман Катлер удалось раздобыть у женщины, которая в свое время позировала Лейендекеру (у нее даже хранились пряди волос их обоих).

Больше всего информации, конечно, дошло до наших дней о самом художнике - все официальные вехи его биографии нам доступны. Родился Джозеф Кристиан в Германии, в семье голландского происхождения, и был третьим сыном небогатых родителей (чуть позже еще появился на свет его младший брат - Франк Ксавьер, также ставший впоследствии художником-иллюстратором). Когда Джо было восемь лет, семья переехала в поисках лучшей доли в Америку и обосновалась в Чикаго. Юный Джо с самого раннего возраста рисовал буквально на любых поверхностях - и родители всячески поощряли его талант. Но денег на частые уроки у них не было, и амбициозный юноша решил взять дело образования в свои руки. В пятнадцать лет он устроился подрабатывать в типографию, где начал делать рекламные рисунки и иллюстрировать книги (в частности, на заказ выполнил 60 иллюстраций к Библии), а параллельно стал посещать вечерние занятия в Чикагском институте искусств. В возрасте 22 лет он уже достаточно зарекомендовал себя как художник с оформившимся стилем и выиграл конкурс на лучшую иллюстрацию для журнала "The Century", решив потратить призовые деньги на годичное обучение во Франции, в парижской Académie Julien, куда и отправился со своим братом Франком. И если Франк вернулся из Парижа с ветром в голове и приобретенной наркозависимостью, то Джо четко знал, чего он хочет - и, главное, как ему этого добиться.

В 1899 году братья основали в Чикаго творческую студию, и уже в мае Джо получил первый заказ на иллюстрацию к обложке журнала Saturday Evening Post, что послужило началом его почти полувекового сотрудничества с этим журналом (всего в 1899-1943 годах Лейендекер нарисовал иллюстрации к 322 обложкам "Поста" - и еще несчетное количество рисунков, которые были опубликованы на внутренних полосах). Это было время, когда в действие только-только входила печать в цвете - до этого все иллюстрации в книгах и журналах были черно-белыми. Обложки и полноцветные иллюстрации Лейендекеров обеспечивали успех изданиям - поэтому услуги основанной ими студии пользовались огромной популярностью. В 1900 году Джо, Франк и их сестра Мэри Августа переезжают в Нью-Йорк - центр журнальной индустрии. Там дела у обоих братьев продолжают идти хорошо. Дж. К. Лейендекер становится самым востребованным и продуктивным коммерческим художником Америки и начинает сотрудничество с множеством торговых компаний, таких как Kuppenheimer и Interwoven Socks, продолжает активно иллюстрировать журналы и книги.

Все его работы, что видно невооруженным взглядом, пронизаны гомоэротизмом; впрочем, не настолько, конечно, откровенным, чтобы вызвать возмущение тогдашней публики. Главным объектом внимания Лейендекера всегда были мужчины: спортсмены, солдаты, моряки, рабочие, античные боги, гладиаторы, элегантные щеголи. Иногда для маскировки гомоэротических мотивов на его рисунках появлялись изящные девушки, любующиеся мускулинной красотой, но взгляд мужчин чаще всего был устремлен не на них, а друг на друга. В этот же период в жизни Лейендекера появляется Чарльз Бич.

Историческая встреча состоялась в 1903 году. Про Бича, как я уже упоминала, осталось совсем немного сведений, о его ранних годах жизни известно только то, что в Канаде, откуда он был родом, его видели в компании богатых светских повес. С одним из них, видимо, он и поехал отдыхать на воды в Италию, где впервые увидел рисунки Лейендекера, после чего решительно направился в Нью-Йорк и объявился на пороге студии художника, сообщив, что пришел предложить свои услуги в качестве модели. Лейендекеру на тот момент было 29 лет, и большой красотой он не отличался: низкорослый, хромой, застенчивый, с редеющими волосами. А вот семнадцатилетний жиголо Чарльз, высокий и широкоплечий, был прекрасен собой. Впрочем, очаровал он художника не только сногсшибательной внешностью и ладной фигурой, но и тем, что мог позировать не двигаясь часами, - идеальная модель. С первого взгляда вспыхнула между ними любовь или с десятого, мы не знаем, но одно нам известно точно: продолжалась она всю жизнь.

А уже через два года, в 1905-м, не только Джо, но и вся страна полюбила Чарльза - после того как он стал знаменитым Arrow Collar Man. Началось все с того, что торговая компания Cluett Peabody & Company дала Лейендекеру заказ: придумать рекламу для их новой линии - отстегивающихся воротничков Arrow. Лейендекер предложил компании революционно новый проект: отвлечься от непосредственно рекламируемой продукции и переключить внимание на человека, который будет эту самую продукцию представлять. Идею свою он описал так: все рекламные рисунки будут изображать одну и ту же модель - мужчину, который станет не только символом компании, но символом самой утонченности. Это будет, сказал Лейендекер, "человек мужественный и красивый - идеальный американский мужчина". Идея художника оказалась не просто успешной - она произвела фурор. Все мужчины захотели быть похожими на Arrow Collar Man - носить такие же воротнички, костюмы и прически. Надо сказать, что до начала ХХ века прически у мужчин были другие - волосы средней длины, усы и бороды. Но человек в воротничке Arrow был гладко выбрит, коротко острижен сзади и по бокам и зачесывал волосы подлиннее назад, приглаживая их с помощью бриллиантина. Тем самым он демонстрировал, что совершенно уверенно чувствует себя в современной эпохе автомобилей, самолетов и кинематографа. Если мы посмотрим на фотографии кинозвезд 20-30-х годов (Гэри Купера, Фреда Астера, Кэри Гранта), мы увидим, что их прически - это прически Arrow Collar Man. Популярность созданного Лейендекером бренда была невероятной. Благодаря нему годичный оборот продаж воротничков Arrow достиг 32 миллионов долларов. Чарльза узнавали на улице - зачастую ему приходилось прятать лицо, иначе невозможно было спастись от повсеместного ажиотажа. Дамы, завидев его, хватались за сердце и падали в обморок. Ему писали тысячи писем - больше, чем Рудольфу Валентино, - с признаниями в любви и брачными предложениями, адресуя их "Для человека в воротничке Arrow", потому что настоящего имени не знали.

Конечно, профессиональная успешность и востребованность не могли не сказаться на финансовом положении Лейендекера. В 1914 году он купил красивый особняк в Нью-Рошели (штат Нью-Йорк), куда и переселился с Чарльзом, а также братом Франком и сестрой Мэри. Приемы, которые устраивали Джо и Чарльз в этом особняке, пользовались бешеной популярностью и были центром притяжения светско-богемной жизни Нью-Йорка. На пике успеха Джо особо не скрывал своей гомосексуальности - но, поскольку в те времена подобная сексуальная ориентация была табу, средства массовой информации не распространялись о ней, предпочитая сосредоточиться на превознесении славы Лейендекера как талантливого художника. Множество студентов по всей стране коллекционировало его постеры с изображениями гребцов, футболистов и бейсболистов; его изображения храбрых и мускулистых воинов поддерживали в стране патриотический дух во время Первой Мировой войны.

Но "бушующие двадцатые" отгремели, и наступила Великая Депрессия, которая ознаменовала и медленное угасание славы Лейендекера. В 1930 году свернули свою рекламную кампанию воротнички Arrow, положив конец великой эпохе Arrow Collar Man. В это время Лейендекер, всегда отличавшийся большой застенчивостью, начинает вести все более затворнический образ жизни, не желая встречаться и разговаривать практически ни с кем, кроме Чарльза и Мэри (Франк умер еще в 1924 году от передозировки наркотиков). Чарльз, который к тому времени уже был не только его партнером и моделью, но и полностью контролировал как финансовую, так и все остальные стороны его жизни, всячески поощрял его в этом затворничестве и отказывал множеству старых знакомых во встречах с художником. Количество заказов в условиях кризиса продолжало уменьшаться. В 1936 году в журнале Saturday Evening Post сменился редактор, и после этого заказы на иллюстрации обложек стали поступать все реже (последний раз Лейендекер проиллюстрировал обложку "Поста" в 1943 году - своим знаменитым новогодним малышом). Новые заказы продолжали поступать, но мало. Из самых существенных были патриотические постеры для военного министерства, на которых Лейендекер изображал офицеров, поощряющих покупку военных облигаций, а также обложки для The American Weekly - воскресного газетного приложения к журналу Hearst. Это издание печаталось на плохой газетной бумаге, и при таком качестве печати были совершенно незаметны усилия, которые художник прилагал для создания картин. Все это серьезно его угнетало. К тому же денег хватало только на то, чтобы собственными силами поддерживать хозяйство в особняке, - весь обслуживающий персонал пришлось распустить (судя по всему, роль повара досталась Чарльзу - он неплохо готовил).

25 июля 1951 года при работе над очередной обложкой The American Weekly у Лейендекера случился сердечный приступ и он умер, на руках у Чарльза. После его смерти особняк по завещанию художника достался его сестре и Чарльзу. Им пришлось распродать картины Лейендекера за гроши (по 75 долларов за любой подлинник его кисти). Теперь на аукционах цена за его картины доcтигает нескольких сотен тысяч долларов. Сам Чарльз умер через несколько месяцев, в 1952 году. Если Лейендекер похоронен в Бронксе, вместе со своей семьей, то где могила Бича - неизвестно.

Влияние Лейендекера на массовую культуру Америки чувствуется до сих пор. Самый знаменитый американский коммерческий художник Норманн Рокуэлл в своем творчестве широко использовал его мотивы и создал на их основе самые узнаваемые американские визуальные образы. Рисунки Лейендекера даже взяты за основу графики современных компьютерных игр (таких, как "Кинжал Амона Ра"). Бессмертным остается и человек в воротничке Arrow. Совсем недавно профессиональный фотограф Брюс Уэбер, увидев у биографов Лейендекера Катлеров обширную коллекцию его картин, взял за основу стиль Arrow Collar Man для рекламных кампаний знаменитых американских торговых домов Ralph Lauren и Abercrombie & Fitch.

Комментариев нет:

Отправить комментарий