пятница, 22 мая 2009 г.

записки после концерта

Два повзрослевших  вундеркинда, эмоционально раскрепощенные и широко признанные, китайское чудо у всех на слуху, в 2004 году ставший самым молодым International Goodwill Ambassador UNICEF, 27-ми летний Ланг Ланг и британский дирижер Дэниел Хардинг, к 34-м годам успевший поработать с лучшими оркестрами мира, однажды вечером встретились на одной сцене - Concertgebouw,   Амстердам. Осчастливив многочисленную публику изысканной,  без излишней скромности составленной программой -   Второй концерт Шопена и Вторая Симфония Брамса.
На видео - финал шопеновского концерта, играет Ланг Ланг, но примечательно - исполнение отличается и разительно. Прочувствованные интонации, яркие взлеты - выступление, которое я слышала, напоминало пересказ концерта, пианист в детали не особо вдавался. То ли от личности дирижера так много зависит, то ли просто от настроения.
Дэниел Хардинг, конечно, дирижирует экспрессивно и выглядит эффектно, этого не отнять. Он ладный и стройный, очень пропорционально сложен, но из-за небольшого роста как-то теряется, управляя громадой оркестра в полном составе (на видео дирижер так вдохновенен и убедителен!... но и оркестр камерный -  Mahler Chamber Orchestra, основанный по инициативе Клаудио Аббадо, которым Хардинг руководит с 2003 года и звучит Бетховен - Брамса не нашла).
Оба музыканта записываются исключительно компанией Deutsche Grammophon.
Считается, что Хардинг - протеже Саймона Раттла и Клаудио Аббадо, оттого все так удачно, критики часто отмечают, что играть с ведущими оркестрами мира с 25-ти лет не есть хорошо, дирижер вундеркиндом быть не может и мастерство с опытом  приходит.  Но что-то же заставило двух дирижеров  сделать его ассистентом, и в каждом отдельном случае -  через год совсместной работы. В остябре 2006 года Andrew Pather в "Chicago SunTimes" язвительно замечает, что карьерой Хардига занимается ICM, так что уметь дирижировать уже необязательно, ведущие оркестры мира будут выстроены в очередь автоматически. Однако его убедительность в трактовках Малера признается почти безоговорочно. В 2002 году  он получает награду французского правительства Chevalier de l'Ordre des Arts et des Lettres . Лондонская The Independent в 2007 пишет: "Хардинг дирижирует уверенно. Он обладает высочайшим уровнем энергии, что само по себе выделяет его. Блестящую техническую подготовку невозможно ставить под сомнение, он мастерски владеет развитием музыки, его ухо внимательно к тончайшим нюансам. Во время репетиций он тщателен и добивается точности,  иногдя доводя  музыкантов до физического истощения.
"
Тут возражений нет Дело в том, что оркестр у Хардинга - практически любой оркестр, звучит особенным образом, работая на задачу, поставленную дирижером четко, а не приблизительно. Это чувствуется сразу. Мне кажется, что не переставая спорить об уровне его подготовки - начнут говорить об особой "хардинговской" прозрачности звука, когда оркестр подчиняется воле дирижера не только в общем замысле, но и в самом отношении к фразировке, к соотношению звучания в партиях оркестровых групп. Хардинг особым образом выстраивает сочинение и оркестр звучит иначе, результат резко отличается от того, каков был бы с другим руководителем. Симфония, которую я слушала, была лишена тяжеловесности. Неожиданно легко, светло и романтично. Что опять-таки спорно, но... звучит убедительно. Оттого, наверное, Хардинг и был в 2005 году допущен открывать сезон в La Scala с моцартовским Идоменеем. Список оркестров, с которыми он работает - постоянно или в качестве guest-conductor - не уменьшается, а год от года растет,  мобильность сопоставима разве что с гергиевским умением перемещаться в пространстве и потрясать слушателей всего мира, почти не покидая самолета.
С одной только разницей - статей, критикующих манеру Валерия Гергиева, я не нашла сейчас и раньше не встречала. Возможно искала не слишком старательно. Но при неглубоком погружении - нужно отметить, что плохо о Гергиеве вообще не говорят (исключая сплетни-пересуды на околомузыкальные темы, естественно, но это не есть предмет моего интереса).  
И возвращаясь к пианисту. Трудно говорить что бы то ни было, популярность и признание Ланг Ланга не требуют никаких доказательств, его ранняя слава и феерический взлет выглядят сказочным сюжетом. Да еще если прибавить концерты на свежем воздухе, выступления с легендой джаза Херби Хэнкоком, восторг подрастающего поколения, педагогическую настойчивость, мастер-классы в самых разных уголках мира и пять роялей  Steinway, сделанных специально для преподавательских опытов Ланг Ланга...
И в то же время в Голландии, напимер, среди музыкантов его иногда называют "Kort Kort " ("lang"  означает "длинный" в переводе -  "kort", соответственно, "короткий"), а его прозвище Bang Bang широко известно. Иногда говорят, что нет на свете более переоцененного музыканта. Без особого труда, наряду с многочисленными хвалебными отзывами, как например, отзыв в Berliner Zeitung, после его первого выступления с Берлинским Филармоническим: "Это высококлассные исполнитель,  всецело преданный искусству, в интерпретациях  он прежде всего думает о музыке", - находим и всказывания резко противоположные.
Один из знаменитых критиков, Nordlinger Jay, даже не смог дослушать сольный  концерт до конца и  в "New York Chronicle", 2006 год - отозвался так : "недопустимое, отчаянно неубедительное исполнение". О манере пианиста писали , что "ритм неустойчив, фразировка тяжела и неподвижна",  "скучное исполнение, которое невозможно вытерпеть", и даже "просто плохое" (Amazon.com, Classics Today.com). Доказывали, что в романтической музыке он явно не силен.  Однако, отчаянные голоса защитников манеры пианиста раздавались громче: "В исполнении Ланг Ланга мы встречаемся не с изображением чувств, но с чувствами как таковыми. В звучании - истинность переживания" ("Esquire", 2005) .
Впрочем, это замечательно, когда о музыканте спорят. Это заставляет вслушиваться внимательней, в конечном итоге, подогревает интерес. Можно сказать, служит на пользу делу и доказывает, что концертный зал - не то место, где зевают, глазеют по сторонам или просто демонстрируют причастность, будто отбывают наказание.
По окончании  исполнения Второго концерта Шопена в Concertgebouw цветы Ланг Лангу вручались огромными букетами, со сцены его не отпускали минут двадцать, хотя все "бисы" уже сыграны,  а пианист и дирижер радостно обнимались. Причем, мне показалось, что радость была искренней. И оттого, что больше не надо вместе играть - манера подачи материала у Ланга и Хардинга явно различная, они сошлись на компромиссно ровном, без особых всплесков эмоций исполнении. И оттого, что все кончилось хорошо.Успех.  Аплодисменты . Воодушевление и восторг на лицах зрителей.
В вестибюле я купила CD Ланг Ланга,  сольное исполнение. Соната Моцарта, Соната Шопена, пьесы Листа и Шумана. Хотела разобраться. Неожиданно поняла, что не в чем и незачем: слушаю сейчас и мне все нравится. То ли концертное исполнение и впрямь - не повод для оценок: случайные настроения мешают, самочувствие опять же разное. А  в записи зафиксирован лучший вариант, по нему и судите.
Да и сама по себе запись очень уж хороша. Единственное, что точно усвоила после попыток проникнуть в глубины творческого метода дирижера Дэниела Хардинга и пианиста Ланг Ланга - что Deutshe Grammophon фирма замечательная и ей можно всецело доверять.   

ОН ЦВЕТОК КУПИТЬ ПЫТАЛСЯ,



В ПЕРЕХОДЕ ЗАМЕРЗАЯ,
СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ,
ОН ЦВЕТОК КУПИТЬ ПЫТАЛСЯ,
В КУЛАКЕ, ЗАЖАВ ПЯТАК.
ПРОДАВЩИЦА ОСКОРБЛЯЛА,
ОБЗЫВАЛА, УНИЖАЛА,
А ПОТОМ ЗА ПЯТАЧОК
СЛОМАННЫЙ НАШЛА ЦВЕТОК.
И ДРОЖАЩУЮ РУКОЮ
СТАРИЧОК МИМОЗУ ВЗЯЛ,
ОН С УНИЖЕННОЙ ДУШОЮ,
ТОТ ЦВЕТОК К ГРУДИ ПРИЖАЛ.
ОН ХОТЕЛ ЖЕНУ БОЛЬНУЮ
ТЕМ, ПОРАДОВАТЬ ЦВЕТКОМ,
ОКАЗАЛСЯ В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК,
ОН С ОДНИМ ЛИШЬ ПЯТОЧКОМ.
И ОТ ХАМСТВА, И ОТ БОЛИ,
ПО ЩЕКЕ СПОЛЗЛА СЛЕЗА.
МЫ Б ХОТЕЛИ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ,
НАМ ПУСКАЛИ ПЫЛЬ В ГЛАЗА.
ИЗ ТОЛПЫ ОДИН МУЖЧИНА
ПРОДАВЩИЦУ ПРИСТЫДИЛ,
БРОСИВ ЕЕ РУБЛИ ПОД НОГИ,
ВСЕ МИМОЗЫ ЗАКУПИЛ.
ПРОТЯНУЛ ЦВЕТЫ В КОРЗИНЕ,
ТОРТ, ШАМПАНСКОЕ КУПИЛ.
ОН СКАЗАЛ: "ИДИ К ЛЮБИМОЙ!"
И РУКОЙ ГЛАЗА ЗАКРЫЛ
р@мочк@ от т@ли