понедельник, 4 января 2010 г.

Верю в то, что фенилэтиленамин - это прекрасно!" или "химическая сторона любви"

Любовь, даже вечная, зарождается не в душе и даже не в сердце, а в гипофизе, как показывают исследования. Можно упрекать ученых в цинизме, однако факты - упрямая вещь: именно в гипофизе берут свое начало нервные волокна. И здесь же находится «фабрика радости» - продуцируются гормоны, буйство которых мы всегда готовы принять за любовь. Как на всякой фабрике, все происходит поэтапно.Этап первый - случайная встреча, безумная любовь. Фенилэтиленамин Выбрасывается в кровь, провоцируя сердцебиение и вегетативные реакции (потливость ладоней, ощущение «провала в животе»), как только ты увидишь приятного глазу мужчину. То есть этот гормон начинает выделяться задолго до первого поцелуя.

Пик его концентрации наступает во время свиданий, а тоска между ними означает резкое снижение уровня ФЭА. Но организм не может производить этот гормон постоянно, а потому безумная влюбленность рано или поздно заканчивается - перейдет она во что-то большее или пополнит коллекцию воспоминаний, от фенилэтиленамина уже не зависит.

А потом организм постепенно привыкает к ФЭА, как и к любому другому амфетамину; именно поэтому самый критический период для двоих - три года после близкого знакомства.

Этап второй - душевный подъем и отчетливый голод. Дофамин Регулирует не только состояние отчетливой влюбленности, но и такие жизненно важные функции, как поиск еды, социальное поведение и настроение (например, вызывает эйфорию, после которой наступает как бы состояние опьянения).

Исследования с использованием томографа показали: когда мы смотрим на фотографию любимого, у нас активно работают те же участки мозга, которые «включаются» от голода. Интересно, что при чистом сексуальном возбуждении эти участки совершенно спокойны. Так что любовь, с дофаминовой точки зрения, гораздо ближе к голоду, чем к сексу.

А потом развивается синдром отмены, в народе именуемый попросту «ломкой». Поэтому особи, страдающие дофаминовой зависимостью, меняют партнера, как только отношения проходят стадию эйфорической влюбленности.

Этап третий - доверие и защищенность. Окситоцин

Отвечает за возникновение доверия и того особого чувства спокойствия, полноты бытия и комфорта, которое возникает при искренних объятиях - пусть даже на сломанной парковой скамейке под проливным дождем, а также поднимает болевой порог.

Недавно исследователи из Цюрихского университета поставили остроумный опыт с применением разработанного ими назального спрея, «микстуры доверия», созданного на базе окситоцина. Под его воздействием почти половина испытуемых, назначенных «инвесторами», были готовы отдать все свои деньги под весьма сомнительное обеспечение. Таким образом было доказано, что окситоцин регулирует не только чувства влюбленных, но и отношения между невлюбленными членами социума.

Именно этот гормон «виновен» в том, что счастливые мамы обожают тискать своих малышей; аналогичные ласки между взрослыми, означающие не столько страсть, сколько стремление быть вместе, провоцирует тот же окситоцин.

Этап четвертый - полное счастье. Эндорфины

Гормоны радости - та самая прививка счастья и здоровья, которая заставляет влюбленных барышень внезапно и удивительно хорошеть, беспричинно улыбаться, а также упрямо не болеть - вопреки затяжным поцелуям на морозе или под порывами штормового ветра, а также явному пренебрежению сном и пищей.

А еще эндорфины - собственные морфины организма - действуют так же, как этот болеутоляющий наркотик: расслабляют, успокаивают и поднимают настроение.

А когда страсть превратится в осознанную привязанность, или, как сказали бы наши бабушки, настоящую любовь, антистрессовая природа эндорфинов даст чувство безопасности и спокойствия.

Этап пятый - спокойствие и хороший аппетит. Серотонин Этот гормон начинает вырабатываться, когда страсти поулягутся; на пике же чувств, в период одержимости любимым человеком, уровень серотонина, наоборот, падает вдвое. Влюбленных легко вычислить в местах общественного питания: от острой нехватки серотонина они практически не могут есть, потому что этот гомон отвечает за активность желудочно-кишечного тракта.

Кроме того, серотонин - гормон сна и наша природная защита от депрессии: у оптимистов он усиленно продуцируется в ответ на стресс, у всех абсолютно серотониновый всплеск сопровождает чувство глубокого удовлетворения.

Романтический ужин при свечах (устрицы, вино и непременно необычный десерт) поможет повысить уровень серотонина вопреки механизму привыкания ко всему на свете, в том числе и к влюбленности.

Где их взять вместо любви?

Фенилэтиленамин - в черном шоколаде.

Допамин - послушать самую любимую музыку.

Окситоцин - заняться сексом.

Эндорфины - на солнце и свежем воздухе.

Серотонин - поесть жирной рыбы, мяса, чеснока или бананов.

Неугасимая страсть

Доктор Хелен Фишер, антрополог из университета Рутгерс, утверждает: повышенный уровень допамина может наблюдаться у влюбленного человека всю жизнь. Такое происходит, если пара разделена парой материков, отсутствием печатей в паспорте и тому подобными непреодолимыми препятствиями. Так что вечная любовь существует - вдали от серотонина с эндорфинами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий