вторник, 13 января 2009 г.

"Обитаемый остров"

Сходила, приобщилась. Если коротко - совсем не понравилось. Длинно под катом. :D

Для начала, несколько вступительных слов.

Слово первое. О Стругацких.

Люблю очень, читала все и не по одному разу, соответственно и "ОО" тоже. К разряду любимых произведений не относится, поэтому слухи о грядущей экранизации восприняла без содрогания. Наоборот - согласилась с мнением, что книга вполне кинематографичная и даже где-то просится к переносу на экран. Сюжет вполне для фантастического боевика, без излишнего философствования и заумности, но с понятной идеей, прямой, как стрела, основной линией и четко определенными характерами героев. Прям-таки бери и ставь.

Слово второе. О фантастике.

Люблю. Поэтому в общем случае не имею привычки скрупулезно выискивать ляпы, явно нарушающие известные природных законы, закрываю глаза на всякую небывальщину и принимаю как должное различные псевдонаучные допущения. Кроме того, я совершенно ничего не смыслю в компьютерной графике, поэтому обычно не замечаю огрехов в моделировании фантастических существ, техники и пейзажей.

Слово третье. Об экранизациях.

Я не фанат буквального и дословного переноса литературных произведений (даже сильно любимых) на экран, поскольку понимаю, что кино и литература - искусства разные, пользующиеся различными средствами и т.д. и т.п. Разумеется, если речь идет об экранизации (в произведении по мотивам киноавтор, вообще, на мой взгляд, волен воротить что угодно), то мне бы сильно хотелось, чтобы сохранялась основная сюжетная линия, идея, основные герои и события. Скажем, если бы в экранизации ВК хоббиты пошли не кольцо в Ородруине плавить, а сережки у гномов отбирать :D, то я бы Джексона со товарищи не поняла. Однако я спокойно и как к неизбежному злу отношусь к тому, к примеру, что в этот фильм не вошел весьма симпатичный мне по книге эпизод с Томом Бомбадилом, который, ИМХО, не имеет решающего значения для общего развития сюжета.

Точно так же я спокойно отношусь к неточному переносу на экран каких-то деталей мира книги, если они не являются сильно значимыми и сюжетообразующими. То есть, применительно к "ОО" мне не очень важно соотносится ли количество этажей телецентра в книге и в фильме или то, колеса или гусеницы были у описанной в книге машины. Мало того - я не факт что вообще вспомню, как оно точно было в книге, если мне на отступления от текста прямо не укажут.

Слово четвертое. О кастинге.

Я уже давно смирилась с тем, что ни один режиссер не способен подобрать актеров, полностью отвечающих моему представлению о тех или иных литературных героях. Даже если он будет точно следовать приведенным в книге описаниям. Более того, я давно смирилась с тем, что, даже имея максимально подробные описания героев в книге, многие режиссеры ими пренебрегают. Задавать в этом случае риторические вопросы типа "Ну чего он - не мог ее в блондинку перекрасить, а ему усы налепить, чтобы было, как в книге?" совершенно бессмысленно.

Если суммировать все вышесказанное, то я готова примириться с небуквальным следованием тексту, с тем, что одни эпизоды будут выкинуты, а другие, несуществующие в книге, вставлены, что внешность и характеры героев, а также всякие технические и природные штуки не всегда будут совпадать с описанными в книге, что что-то из показанного на экране будет прямо нарушать все известные физические законы и т.д. и т.п. Но! Со всем этим я готова примириться, если мне в итоге покажут целостное, интересное, динамичное и логично развивающееся действо. С нормально выстроенным связным сюжетом, с приличной операторской и режиссерской работой, с, наконец, играющими актерами, которые убедительно раскрывают характеры своих персонажей, демонстрируют развитие этих характеров в соответствии с развитием сюжета и т.д. Но, к сожалению, на мой взгляд, в "ОО" практически ничего этого нету.

В итоге, фильм показался унылым и затянутым, и мне почти на всем его протяжении было скучно и неинтересно. Неинтересно смотреть на разрозненные эпизоды, некоторые из которых явно сняты только из-за типа красивой картинки и чтобы показать, что "мы вот тоже можем", неинтересно смотреть на деревянных героев и на навороты костюмеров и художников, неинтересно слушать знакомый текст, который в отдельных местах был ну совсем не в тему. Из-за скуки и бессвязности повествования в голову таки лезли всякие вопросы типа тех, которые в разных местах уже неоднократно озвучивались. Зачем метеоритная атака в космосе вместо логичной зенитной ракеты уже на заходе на посадку? Зачем "вавилонская рыбка", если герой все равно ведет себя так, как будто он языка нифига не понимает и почти на нем не говорит? Зачем эти клоуны под предводительством недоджокера и псеводматричный бой вместо тупой и, ИМХО, куда более страшной в своей обыденности агрессии пьяного быдла, чувствующего свою силу? Зачем сцена с убийством Волдыря (или как там его?)? Я уж не говорю о том, что незнание настоящего предназначения башен одним из правящей верхушки, да еще отвечающего за пропаганду и промывку мозгов, выглядит полным бредом. Зачем взрыв башни в начале, своей обыденностью превращающий в идиотизм идею прокурорской провокации, которая должна исключительностью случившегося дать повод к началу военных действий? Зачем, зачем, зачем? А ни зачем, а просто так. Ага. И еще все это уныние на два фильма растянули. Тьфу...

По поводу исполнителя роли главного героя, который вызвал столько обсуждений. Я одна из тех, кому такой тип внешности не кажется красивым. Мне гораздо больше понравился Хавьер Бардем в анонсе, который показывали перед ОО. :D Но у меня, вообще, вкус спесфический. Из общепризнанных красавчиков мне в плане внешности, пожалуй, сильно нравится только Джонни Депп. И то, мне его внешность нравится безотрывно от того, чего он делает.

Но! Честное слово, я бы через пять минут забыла о внешности Васи, если бы увидела за ней характер, ум, мысли, эмоции и все такое прочее. Героя увидела, короче говоря. Но Вася, ИМХО, так же скучен и уныл, как и весь фильм в целом. Я знаю, что у него нет опыта, что мальчика выдернули с абитуры и все такое. Но, блин! Я пришла удовольствие от фильма получить, а не искать каждую минуту оправданий тому, что вижу на экране, чтобы с этим увиденным хоть как-то примириться. "Ах, мальчик играет плохо, но нужно сделать скидку - он же еще неопытный, он ничего не умеет, а его сразу на такой крупный проект затащили". "Ах, режиссура хромает, но ФСБ ж еще режиссер не сильно опытный, научится". "Ах, вот та фигня выглядит неубедительно, но это просто у наших спецэфектчиков еще не было возможности научиться, как надо, это от неопытности, но скоро все будет". Нихачу, надоело.

Чего-то я утомилась критиковать, но, я думаю, вы уже и так все поняли. Ах да. Отдельный луч ненависти создателям за Михалкову. Не знаю даже, кто был более ужасен - она или так называемые голованы. :D

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий