воскресенье, 15 марта 2009 г.

прогулка вокруг Института Химии и ботанические глюки

     Наш Институт Химии находится в огромном кампусе Университета Сан Пауло. Раза два в день я выхожу из лаборатории и пускаюсь в прогулку вокруг нашего Института, думая о чем-нибудь (или о ком-нибудь) приятном. Институт делится на Департаменты Фундамертальной химии и Биохимии. Биохимия располагается на небольшом пригорке в двенадцати блоках, разделенными коридорчиками со всякой зеленью. Спустившись с пригорка, попадаешь к корпусам Фундаментальной Химии, раскрашенным в веселые цвета. Пальмы, цветы, пение птиц и стрекот цикад помогают поддержать боевой дух до окончания рабочего дня.

     Вот эти разноцветные корпуса:

     А это уже кирпичные корпуса нашей Биохимии. Большинство произрастающей вокруг зелени представляет для меня загадку, несмотря на биологическое образование. Увы, в далекой Сибири мы изучали совсем другие растения... Это, кстати, стало составной культурного шока после моего переезда в Бразилию. В Томске, после бесконечных практик по ботанике со сбором растений по полям и лугам, их засушиванием, зарисовыванием и опеределением, я знала каждую былинку. Вплоть до латинского названия. И оказаться в мире потусторонней незнакомой растительности было очень странно. Смотреть на куст, и идентифицировать его не более как "нечто с красными цветочками"...

     Это незнание растительного мира возвращало меня к ощущениям детства. До поступления на биологический, все растения были для меня на одно лицо. Помню, как я допытывалась в школе на уроках ботаники, что за трава растет на томских газонах... зеленый ковер представлялся мне единой массой. Учительница же моего вопроса, естественно, не понимала. Во время моего первого и единственного посещения художественной школы в четвертом классе моя попытка изобразить березу привела к появлению черного силуэта с белыми полосками... Можно, конечно, считать это ранним проявлением неординарного мышления. Но березу и тополь я путала и после поступления на биологический.

    Растительность вокруг Института (спускаясь с пригорка):

    Неспособность распознавать веточки деревьев прервала мое триумфальное шествие к победе на олимпиаде по биологии в 11ом классе. На городской олимпиаде задания были на тему "Придумать объяснение такому-то явлению" (к чему я добавляла "и красочно изложить"), и я оказалась на первом месте. На областной же олимпиаде на первом же этапе мне сунули под нос пучок веток с еле раскрывшимися почками, предлагая определить, что из них что. Могу признаться, что я не опознала даже березы... Так я опозорила город Томск в областном масштабе. Уже поступив, я познакомилась с девочкой из Северска, которая одержала победу на этой областной. И неизменно поглядывала на нее с большим уважением.

     Место для посиделок за оградой Института:

     Поначалу я жутко боялась занятий по ботанике в университете... ведь, в случае неудачи, моя ботаническая беспомощность поставила бы клеймо на моей будущей профессиональной репутации! Но оказалось, что терпеливое зарисовывание и определение растений с толстой книгой в руках способно помочь даже мне. На летней практике я ходила в Михайловскую рощу и терпеливо собирала и засушивала растения, описывая популяции в местах с низкой и высокой освещенностью. Томские газоны перестали быть для меня загадкой (в среднем я находила окодо 50 видов на метре квадратном). Оказалось, что даже под популярным названием "ромашка" скрываются три вида растений...

     Вид от Института в сторону проспекта Линеу Престес, пересекающего университетский кампус.

     Правда, один случай зародил во мне глубокое сомнение насчет всесторонней полезности определителей. Как-то, следуя описание растения по ключам, я пришла к развилке вроде "Форма пестика бочкообразная" и "Форма пестика КАЖЕТСЯ бочкообразной". В вопросе определения, ЯВЛЯЕТСЯ ли пестик таковым или только ПЫТАЕТСЯ КАЗАТЬСЯ, я потерпела крах. Что еще раз доказывает необходимость использования интуиции в любой науке...

    Вид еще одного чудного растения возле Института крупным планом (не исключено, что это что-то из акаций):

     Так что можете себе представить мое разочарование по приезде в Бразилию. После всех этих нечеловеческих страданий, я снова оказалось в мире ботанической неизвестности... В Томском Университете была довольно большая оранжерея, и мы даже обязаны были провести по ней 4 часа экскурсий для зачета по фитогеографической практике. Я помню запахи оранжереи, помню себя в роли гида, помню лица и вопросы ребятишек из доверенной мне группы... Только не помню ни единого растения.

     Единственное дерево, которое я твердо здесь узнаю - это фикус (помню яростную дискуссию с Ромой Ланкиным по поводу того, может ли фикус быть деревом, с размахиванием руками и тыканьем пальцем в экран компьютера на странице Википедии... Эх, недоверчивы эти сибиряки!). Другое название фикуса - фиговое дерево, и размер его листьев в самом деле убеждает, что Адам и Ева могли оставаться ужасными  скромниками, прикрываясь исключительно таковыми. Главный отличительный признак фикуса - огромные воздушные корни.

     Вот один такой фикус по пути к Департаменту Истории:

      Фотографии, показанные выше, отражают мой путь на Историю на обед. История находится в довольно забавном здании, построенном в столь милом бразильскому сердцу модерновом стиле. Я захожу в боковую дверь, следую вниз по спуску, читая подвешенные сверху  огромные написанные от руки объявления (обычно призывающее к забастовке, сбору ассамблеи или стопроцентной явке на чемпионат чего-либо). А внизу справа, где стоят красные пластмассовые столики, и есть место, где я иногда обедаю.

 

         Мои попытки спрашивать у Бруно об окружающих меня растениях тоже закончились фиаско. Он уверенно различает только фикус, императорскую пальму и загадочное дерево "шляпа от солнца"... ну, не считая тех, на которых висят четко идентифицируемые фрукты. Но, вспоминая о собственном ботаническом невежестве, разве я могу его в этом винить?

Комментариев нет:

Отправить комментарий